Иосиф Абрамович Соловейчик 
(1915-1995)

И.А. Соловейчик

    Иосиф Абрамович Соловейчик родился 15 января 1915 года на стации Лозовая Харьковской губернии в семье педагогов. В начале 20-х годов семья переехала в Петроград и поселилась в квартире на Соловьевском переулке (теперь это ул. Репина). В квартире было комнат шесть. Интересно, что вначале их заставляли занимать всю квартиру, чтобы ее оплачивать. Потом стали подселять соседей, и в итоге Соловейчики остались жить в одной комнате, площадью метров тридцать. Коммунальная квартира была заселена плотно, жили даже в ванной.

(Про школьные годы известно мало. Знаю, что, как рассказывал Иосиф Абрамович, они писали в школе сочинение «Почему Горького нельзя считать пролетарским писателем.)

    После школы Иосиф Абрамович учился электротехническом техникуме, потом работал на заводе «Электроаппарат». В 1937 году поступил на физфак Университета. Он рассказывал, что на экзамене по квантовой механике принимающий экзамен академик Фок сказал, что Иосиф Абрамович – единственный на курсе, понимающий квантовую механику.

    В 1941 году Иосиф Абрамович закончил четвертый курс и пошел в народное ополчение. Их часть тренировалась в здании Академии Художеств; они маршировали с палками. Когда кто-то спросил: «Что, воевать мы тоже будем с палками?», их командир сказал: «Если понадобится, будем и с палками». Собственно, так и получилось, у ополченцев была одна винтовка на двоих. Как-то раз на занятия пришел военный, стал искать людей с техническим образованием. Так Иосиф Абрамович попал в авиационную часть. Эта часть была дислоцирована на Дальнем Востоке.  (Хотя боевых действий не было, летчики гибли. Иосиф Абрамович вспоминал, что на местном кладбище было больше могил летчиков, чем местных крестьянских за века существования села.) 

    Иосиф Абрамович отвечал за радиотехническую службу аэродрома и самолетов. Его квалификация оказалась нужна, когда летом 1945 года в Приморье перебрасывались самолеты для войны с Японией. К ним прибыло около сотни самолетов с неработающими рациями. Было приказано за ночь все привести в порядок. Иосиф Абрамович дал команду радистам проворачивать выключатели по сто раз каждый. И рации заработали. За это Иосиф Абрамович был награжден орденом Красной Звезды. 


    После войны он жил на Дальнем Востоке, сделал предложение по почте и пригласил к себе невесту из Ленинграда, девушку Юлю, которая приехала и оказалась чудной женой. В 1949 году ему удалось перевестись в Красноярск преподавателем курсов. В 1950 году он сумел демобилизоваться и уехать в Ленинград. Конечно, он мечтал заниматься физикой. Сдал экзамен в аспирантуру Университета. Сдал на отлично. Но ему сказали, что взять его не могут, «т.к. есть квота для периферии». Потом он уже узнал, что квота считается отдельно. Его не взяли в аспирантуру, и на работу в закрытые НИИ и КБ тоже не мог претендовать – шла борьба с космополитами. 

     Ему удалось устроиться только в вечернюю школу. И с этого времени вся его жизнь связана со школой. После вечерней он работал в 21-й школе (5 линия В.О.). Именно там проявилась его уникальная черта – заражать физикой практически всех. В 21-й школе были классы, которые почти в полном составе шли в физику. Арон Рувимович Майзелис, посещавший уроки Иосифа Абрамовича в 21-й школе, говорил, что это было похоже на захватывающий спектакль.

    В середине 60-х годов Иосиф Абрамович перешел на работу во вновь открытую школу № 38 с углубленным изучением физики, в которой работал до пенсии. Там собралась «большая тройка» замечательных учителей Иосиф Абрамович Соловейчик (физика), Арон Рувимович Майзелис (математика), Лев Андреевич Киршнер (история).

    В начале 60-х годов был объявлен конкурс на учебник по физике. Иосиф Абрамович принял в нем участие, положил очень много сил на это и выиграл его. Первое и второе место не присудили никому, а третье завоевал Соловейчик (авторы были скрыты под девизами), опередив Перышкина. Это была победа. Но учебник не пошел в школу: в это время ввели хрущевскую реформу школьного образования с увеличением лет обучения и, следовательно, изменением программы. В новых конкурсах Иосиф Абрамович уже не стал участвовать.(Насколько я понимаю, «Механика» основана как раз на том неизданном учебнике).

    Но ученики Иосифа Абрамовича всегда получали распечатанные конспекты (он их называл «листочки»), которые и служили им учебником. Мне кажется, он переделывал их каждый год.

   


     Его секрет как учителя заключался не в особо точных формулировках и не в особо остроумных ассоциациях. Ему было очень интересно. Если задавали неожиданный, нетривиальный вопрос, он прямо загорался. Да и на не особо сложные вопросы он отвечал после некоторого раздумья. Я еще удивлялся тогда: наверняка ему этот вопрос задавали 25 раз! Но он думал, видимо, о том, как именно сейчас доходчивее ответить. У него совершенно не было готовых формулировок, что вообще странно для автора учебника.

 (Он как-то рассказывал, что в молодости был на лекциях Сифорова (это известный советский радиотехник, членкор) и тот запомнился, во-первых, началом одной своей лекции: «Сколько километров должно быть в линии, чтобы она считалась длинной линией?» и, во-вторых, тем, что при каждом вопросе бежал к своему конспекту). 


    Понятно, что он всегда решал трудные задачки (не все педагоги, даже очень хорошие, способны на это). Очень всегда радовался хорошим ответам учеников и прямо краснел, сникал и конфузился, когда ученик говорил ерунду. Ему это было просто больно. 

     Он был огромным эрудитом в поэзии, русской, английской и немецкой. Ему не с кем было это обсуждать, по крайней мере, я этого не слышал. Но у него можно было спросить, откуда та или иная строчка или выражение, и он знал почти всегда. Летом они с женой отдыхали всегда в Луге, и основное его занятие было (кроме подготовки задачек и «листочков») – взять книгу стихов и внимательно ее читать, с заметками.(Как-то раз после такого летнего отдыха он сказал: «Я выяснил, что Некрасов все-таки поэт, а раньше думал, что нет».)   

    Очень интересовался политикой. Когда-то, перед войной, один знакомый ему «открыл глаза», объяснил, как надо читать между строк. (Я помню, с каким живым гневом он рассказывал про новости по радио 40-го года, когда после вестей с полей и успехов в выполнении планов коротенько сказали важнейшую новость: «Немецкие войска завершили окружение англо-французских войск под Дюнкерком».)  Очень просил достать ему (почему-то это было непросто) первую речь Горбачева.

    Вообще он снискал такое уважение к себе благодаря удивительной искренности и в то же время достоинству, с которым он жил. Не говоря уж о высочайшей квалификации.

ноябрь 2020,  А.В. Борзилович   
(племянник И.А. Соловейчика)




Контакты

Email: inbox@physics.spb.ru

О проекте: physics.spb.ru/about.html

© Copyright 2012-2024 Physics.spb.ru - All Rights Reserved